Краткий вывод:

Информация, публикуемая посредством модулей Tourvisor, а также сервисов постинга картинок с горящими турами в социальные сети и мессенджеры из "Ленты горящих туров", не является рекламой и не подлежит маркировке

Подробное обоснование читайте в нашей статье:

 

Вводная часть

С 01.09.2022 г. действуют изменения в Федеральный закон № 38 «О рекламе». Закон дополнился статьей 18.1 о рекламе в сети Интернет, посвященной маркировке и учету интернет-рекламы, а также передаче информации в Единый реестр интернет-рекламы, который теперь ведет Роскомнадзор.

С 01.09.2023 г. - начали действовать нормы, которые уточняют административную ответственность за неисполнение отдельных требований по распространению рекламы в интернете.

На сегодняшний день сферу интернет-рекламы курирует Федеральная антимонопольная службу РФ и Роскомнадзор РФ, при этом оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе осуществляется ФАС РФ в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств ее размещения.

В настоящее время подходы к выявлению информации, обладающей признаками рекламы в Интернете, еще только формируются, однако уже сейчас, опираясь на рекомендации и официальные разъяснения компетентных органов, можно сделать выводы относительно того, является ли рекламой информация, размещаемая в модуле “Горящие туры”, а также в иных сервисах Tourvisor.

Проанализировав информацию и характер ее размещения в модулях, сравнив с признаками рекламы, определенными в ФЗ “О рекламе”, мы сделали вывод, что информация в модуле “Горящие туры” Tourvisor рекламой не является, соответственно, и маркировке не подлежит. Как и не является рекламой информация, публикуемая посредством сервисов “быстрого постинга картинок с горящими турами в социальные сети и мессенджеры” и "ленты горящих туров". Поясним нашу точку зрения.

 

Основная часть

Что обязательно нужно учитывать: сервис Tourvisor – это, в первую очередь, агрегатор, который помогает найти и загрузить информацию о том или ином туре по определенным параметрам, заданным пользователем.

Сервисы Tourvisor не направлены на рекламирование какого-то отдельного туроператора, турагента или тура. В том числе это касается и модулей “Горящие туры”, “Лента горящих туров”, “Быстрый постинг в социальные сети”.

Вся система модулей построена таким образом, что ни один тур не выделяется на фоне других, а представляет собой именно информационную подборку. Сервис позволяет представить вниманию потребителей спектр туров в едином стиле, в едином формате изложения информации, без призывов купить какой-либо конкретный из них.

 

Почему мы акцентируем на этом внимание?

Потому что в силу ст. 3 ФЗ “О рекламе”, к рекламе в сети Интернет следует относить информацию, распространенную с использованием сети Интернет, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Если к этому добавить уже имеющиеся разъяснения ФАС РФ, изложенные как в их официальном ТГ-канале, так и на сайте, то можно с высокой долей уверенности сказать, что вся информация из модулей Tourvisor не должна относиться к рекламе, как таковой.

Кроме того, мы полагаем, что публикуемые в модулях “Горящие туры” подборки и отдельные туры, полностью подпадают под перечень исключений, сформулированный Федеральной антимонопольной службой.

Так, ФАС РФ дала свои рекомендации и пояснения, с целью уточнить, что же НЕ является рекламой, и при совокупном изучении нормы права и разъяснений компетентного органа, складывается уже более четкая картина.

ФАС дает целый список исключений, из которых нам интересны следующие позиции:

  • Рекламой не считается информация о товарах и услугах, размещенная на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца

(см.инф.тут: https://fas.gov.ru/news/32269?ysclid=lncqxfxy9r775872224)

  • Также ФАС РФ указывает, что не являются рекламой обзоры и аналитика

(см.инф.так же тут: https://fas.gov.ru/news/32269?ysclid=lncqxfxy9r775872224)

Что же тогда с учетом этих исключений можно сказать про “горящие туры” системы Tourvisor?

Модуль “Горящие туры” - это часть общего агрегатора. Наша система ежедневно отслеживает стоимость туров и сигнализирует пользователям об изменениях. Цель данного модуля - информирование потребителей о динамике цен, о снижении цен на тот или иной тур. Данный модуль направлен на упрощение поиска потребителем туров с низкими ценами, путем автоматизации данного процесса.

При этом, важно учитывать, что даже выгружаемые на страницу модуля горящие туры не акцентируют внимания на каком-то одном из них, а представляют собой информационную подборку. Ни один тур не отличается от другого подачей, не выделяется из сетки и не обращает на себя отдельного, особого внимания. А именно критерий “привлечение внимания к объекту рекламирования” является одним из основных при анализе рекламы ФАС РФ.

Так же следует учитывать, что размещение туров из модуля “Горящие туры” на сайте турагентов подпадает, по нашему мнению, под исключения, изложенные выше.

Так, поскольку пользователи модулей Tourvisor являются профессиональными участниками рынка туристических услуг и выступают агентами на этом рынке, то публикации на официальный сайтах агентств и агентов подборок туров, в том числе горящих, следует расценивать как размещение информации о товарах, по отношению к которым агенты выступают продавцами. Следовательно такие публикации, по логике ФАС РФ, не будут считаться рекламой.

То есть, если вы являетесь турагентом, на постоянной основе реализуете туры, и размещаете информацию об этих турах, в том числе в сетке “Горящих туров”, на своем официальном сайте, то такая информация не может относится к рекламе.

 

Лента горящих туров

А что с сервисами быстрого постинга картинок с горящими турами в социальные сети и мессенджеры "Лентой горящих туров"? Полагаем, что и тут необходимо учесть уже сформированную позицию ФАС РФ.

Не так давно ФАС РФ в своем ТГ-канале дал развернутый комментарий о том, что является и не является рекламой в соцсетях.

Общий смысл позиции ФАС РФ такой: если публикуемая в соцсети информация соответствует тематике блога, не выбивается из общей информации, ранее размещаемой на странице, не содержит призывов приобрести товар/услугу у ИНОГО лица или перейти к нему на сайт, то такая информация не является рекламой по смыслу ФЗ “О рекламе”.

Вот ссылки, если вдруг вы захотите самостоятельно изучить вопрос:

​​https://t.me/fasrussia/3273

https://t.me/fasrussia/3291

https://t.me/fasrussia/3273

Ключевое по нашей ситуации: если на вашей странице в соцсети размещен типовой контент (в данном случае - с публикациями туров, в том числе горящих), и каждая последующая публикация соответствует общей тематике блога, и вы при этом реализуете эти туры, то считаться это рекламой, по логике ФАС РФ, не будет.

Разберем на примере:

  • Специализация владельца аккаунта - продажа, в том числе горящих, туров, о чем свидетельствует описание сообщества
  • На странице публикуется информация про туры, то есть информация по основной тематике данного сообщества
  • Владелец сообщества призывает перейти на сайт, принадлежащий именно ему для приобретение именно его “товаров” - туров, реализацией которых он занимается

Делаем заключение: опубликованные в ленте горящие туры не должны, по логике ФАС РФ, быть квалифицированы как реклама.

Рекомендуем и вам проверить свои сообщества и аккаунты в соцсетях по описанным выше признакам. Если все схоже - причин для волнения пока мы не видим.

 

Выводы

С учетом имеющихся на сегодняшний день сведений и высказанных официальными органами позиций, полагаем, что информация, публикуемая посредством модулей “Горящие туры”, а также сервисов постинга картинок с горящими турами в социальные сети и мессенджеры из "Ленты горящих туров", не является рекламой по смыслу ФЗ “О Рекламе”, поскольку:

  • во-первых, туры, в том числе в модуле “горящие туры”, размещаются на официальном сайте турагентств, соцсетях турагентств - то есть у ПРОДАВЦОВ этих туров, что уже дает основания отнести данную информацию к исключениям, определенным ФАС РФ;
  • во-вторых, публикация горящих туров на сайте турагентов, в соцсетях турагентов является систематической, не выбивается из общей логики сайта и страниц соцсети;
  • в-третьих, цель размещения таких туров - информирование о снижении цен, при этом логика модуля “Горящие туры” такова, что туры выгружаются подборками, никакой акцент на отдельно взятом туре не делается;

Стоит помнить, что данное заключение - является личным выводом его автора, а практика только начинает формироваться.

Более точные выводы можно будет делать уже в ближайшее время.

Мы будем следить за позициями ФАС РФ и Роскомнадзора РФ и сообщать вам обо всех изменениях.